Преподаватель кафедры экономической теории и предпринимательской деятельности СибГИУ Стрекалов В.В. принял участие в сетевом методическом тренинге, прошедшем с 24 по 27 сентября на базе НФИ КемГУ. Мероприятие было посвящено вопросам взаимодействия вузов с партнерами и повышения конкурентоспособности студентов (выпускников) посредством активного включения в общественные процессы в пространстве городской среды. Участники из Новосибирска, Красноярска, Кемерово, Самары, Томска и Новокузнецка стремятся запустить общую площадку по сетевому принципу для расширения географии и масштаба реализации общественных проектов.
В ходе мероприятия были обозначены интересующие базовые проблемные точки – сообщество как объект исследования университетской науки, место вузов в городском пространстве и среде взаимодействия с местным самоуправлением, обществом и работодателями и др. Затем в различных форматах представления информации участники поделились наработками и результатами собственного опыта. Принципиальная позиция была заявлена так: общественная включенность студента в разные проекты способна обеспечить серьезную поддержку его конкурентоспособности на рынке труда. Почему так? Фактически, существуют две серьезные проблемы при взаимодействии студента (выпускника) с рынком труда, которые отмечают как преподаватели, так и работодатели. Первая – это неуверенность студента в себе, своих знаниях. В итоге, будучи отлично подготовлен, он может стесняться, не проявлять инициативы, не выходя за пределы ожидания указаний, что часто формирует у руководителей впечатление плохой подготовки соискателя (на практике или испытательном сроке). Вторая – это, напротив, чрезмерная самоуверенность, когда студент, не обладая достаточным уровнем квалификации и опыта, сразу имеет запросы на высокую оплату труда и начальствующую должность. С обеими крайностями продуктивно способна работать именно активная общественная включенность, в ходе которой взаимодействие с потенциальными работодателями, обществом, властью корректирует излишние стеснительность или необоснованные запросы. А спектр возможной включенности в общественные проекты невероятно широк. Например, томский «Парк социогуманитарных технологий ТГУ» представил множество таких вариантов. Так, студенты задействованы в импровизированном варианте детского сада, где в целом свободные родители могут оставить ребенка на несколько часов, когда им необходимо отлучиться по каким-то делам. «Кузбасский медиаклуб» презентовал кейс «Театр. СМИ. Общество», в котором в ходе популяризации Кемеровского театра драмы было реализовано множество интересных направлений, где студенты приняли самое активное участие. Ответственные за трудоустройство выпускников на Социально-психологическом факультете КемГУ, кафедре Экономической теории и предпринимательской деятельности СибГИУ Рассохина Ирина Юрьевна и Стрекалов Василий Валентинович рассказали о практике повышения конкурентоспособности образования и поддержки содействия вчерашним студентам в поиске места трудовой деятельности. Сотрудничество с потенциальными работодателями в ходе реализации различных общественных проектов позволяет черпать из рассказов предпринимателей идеи для заданий в виде практических кейсов, которые затем могут применяться в учебном процессе, приближая практику к жизни в вузе. Сбор информации на рынке труда и составление базы имеющихся вакансий, накопление и подготовка портфолио, организация обратной связи старшекурсника и приглашение представителей работодателя к участию в образовательном процессе – далеко не полный перечень методов, направленных на повышение конкурентоспособности будущих выпускников. Есть и собственные ноу-хау, когда, например, студент совместно с преподавателем проявляют инициативу и вносят предложения по развитию (внедрению) неких узлов в работе предприятия, выходя с ними к работодателю. Изначально не озвученная вакансия в таком случае может быть создана специально под выпускника. Таким же образом работает и еще одна активная технология выхода на создание вакансии. Зная профиль, направления и объемы деятельности компании, по профилю выпускника могут создаваться индивидуальные перечни функциональных обязанностей, должностные инструкции и затем с обоснованием целесообразности пользы их введения вноситься на рассмотрение руководства организаций. Так могут появляться новые позиции в штатном расписании «под выпускника», которых ранее не существовало.
Интересным наблюдением поделились присутствовавшие на мероприятии представители работодателей. Если ранее, еще 3-4 года назад основная претензия к вузам касалась оторванности подготовки студентов от реальной практики, крен на теорию, то сейчас в целом ситуация становится значительно лучше. Появилась другая проблема. Видимо, стремясь сделать учебный процесс максимально интересным, многие преподаватели насыщают его различными заданиями, требующими творческого подхода. Однако мы забываем о том, что реальная трудовая деятельность на 90% состоит из каких-то рутинных скучных процессов. Студент выходит на рабочее место и порой ощущает разочарование от рассогласования ожидания и реальности. Есть о чем подумать…